ФЭНДОМ

Лубянка — станция Московского метрополитена. Находится на Сокольнической линии. Была открыта 15 мая 1935 года в составе первого участка Московского метрополитена.

Расположение

Станция находится на границе Тверского, Мещанского, Басманного и Красносельского районов. Расположена на Лубянской площади, оттуда и получила название.

Архитектура и оформление

При открытии станция не имела центрального зала и представляла собой два параллельных перронных тоннеля, объединённых лишь небольшим залом при сходе с эскалатора. Архитектурное решение станции проектировал Ладовский, консультировал его Н. Я. Колли. «Площадь Дзержинского» (как она называлась в проекте) была одной из самых сложных станций для оформления — как из-за тесной двухзальной конструкции с массивными опорами, так и из-за незначительной кривизны самих тоннелей.

В отличие от других архитекторов первой очереди метро, создававших светлые, воздушные интерьеры, чтобы избежать «ощущения подземности», Ладовский не маскировал, а намеренно подчеркнул и творчески обработал «тоннельный характер», заданный инженерной формой. Чтобы скрыть кривизну путей и тоннелей, он задекорировал цилиндрическую поверхность тоннеля, облицованного уфалейским мрамором, сложным рядом поперечных колец (аналогов подпружных арок), создавших на «Площади Дзержинского» особую, не свойственную другим станциям динамику пространства. Другие архитекторы избегали под землёй чёрного цвета, а Ладовский, напротив, использовал в отделке колонн контрастный чёрный камень. По проекту освещения, перрон должен был быть залит ярким светом, а пути и стена за ними — освещены относительно неярко. Ладовский также запланировал использование динамических «световых путеводов» — красных «на посадку» и голубых «на выход», но эта часть проекта не была реализована. Стены аванзала между эскалаторами и перронными тоннелями были оформлены серым уфалейским мрамором, потолки были белыми.

Практически вся первоначальная отделка станции была утрачена при реконструкции 1970-х годов — от работ Ладовского остались лишь фрагменты мраморной облицовки тоннелей. В 1973—1975 годах станция полностью перестроена и получила центральный зал, из которого был сооружён переход на станцию «Кузнецкий Мост» Таганско-Краснопресненской линии. Также были построены подземные переходы с выходами на Лубянскую площадь, к Политехническому музею, «Детскому миру» и на Мясницкую улицу.

Сейчас путевые стены облицованы белой фарфоровой плиткой. В юго-западном торце «Лубянки» сохранился фрагмент первоначальной отделки станции. В эскалаторном зале установлен мраморный бюст Ф. Э. Дзержинского (после переименования станции он был перемещён в народный музей метрополитена). Станция, обретя центральный зал, стала типовой станцией 1970-х годов.

Вестибюли и пересадки

Станция имеет два подземных вестибюля, соединённых лестницами и дугообразными пешеходными коридорами с выходами по периметру Лубянской площади (с 1926 по 1990 — пл. Дзержинского). В них находятся кассы, турникеты и начинаются эскалаторные тоннели, ведущие к станционному залу.

Через центральный зал станции осуществляется переход на станцию «Кузнецкий Мост» Таганско-Краснопресненской линии. Переход начинается в центре зала. Ниже уровня зала находится поперечная эскалаторная камера. С одной стороны камеры пара эскалаторов работают на спуск, с другой — на подъём. Все четыре первоначальных эскалатора модели ЛП-6И были в 1993-м году заменены на ЭТ-5М. Высота подъёма — 6,8 метров, длина наклона — 13,6.

С северной стороны, к эскалаторной камере примыкают два прохода, созданные для удобства движения встречных людских потоков. Эти проходы затем соединяются в широкий сводчатый коридор. Наконец, наклон из четырёх эскалаторов ЛТ-5, длиной 14 метров и высотой 7, спускает переходящих в южный торец станции «Кузнецкий Мост».