ФЭНДОМ

Павелецкая — станция Московского метрополитена. Находится на Замоскворецкой линии. Была открыта 1 января 1943 года.

Расположение

Станция находится на территории района «Замоскворечье» Центрального административного округа города Москвы.

Вестибюли и пересадки

Станция имеет два наземных вестибюля, расположенных на разных сторонах Павелецкой площади. Южный вестибюль был открыт вместе со станцией в 1943 году. Авторы вестибюля — А. Н. Душкин и Н. С. Князев. Переход на Кольцевую линию, открытый 30 июля 1955 года, является самым длинным в Московском метрополитене.

Архитектура и оформление

Бо́льшая часть станции, примыкающая к северному выходу — колонной трёхсводчатой конструкции. Свод центрального зала состоит из ряда куполов, которые опираются на два ряда тонких, изящных колонн. В вершине каждого купола расположен кессон, в котором скрыты светильники. Колонны соединяются друг с другом пологими арками, образующими проходы между центральным и боковым залами. Своды боковых залов значительно ниже центрального и украшены шатровыми куполами, которые с одной стороны опускаются на колонны, а с другой — на пилястры в виде перевёрнутых пирамид. Колонны и путевые стены отделаны белым мрамором месторождения Коелга. Капители колонн украшены крупными металлическими медальонами в виде геральдических щитов в обрамлении лавровых венков, а в центре каждого щита — серп и молот. Пол выложен серо-розовым гранитом. Им же облицован низ путевых стен.

Южная часть станции — пилонная трёхсводчатая. Центральный зал сужается до прохода и расширяется перед эскалатором в южном торце. Пилоны, облицованные светло-розовым мрамором «уфалей», мощные, широкие, простых прямоугольных очертаний. Платформы расширены по сравнению с колонной частью станции. Кое-где встречаются полосы лабрадорита. Со стороны эскалатора внутренние торцовые стенки пилонов прикрыты рифлёными металлическими листами. В самом конце платформы тоннель практически не облицован.

«Ударник Метростроя» в июле 1943 года писал: «В веерной части наклонного хода Павелецкой (начальник объекта товарищ Данелиа) забетонированы лебёдка, тренога от маркшедерского нивелира, спецовка, двери и другие предметы, не имеющие никакого отношения к конструкции сооружения». Мозаичные панно В. А. Фролова, размещённые на станции «Новокузнецкая» изначально планировались для станции «Павелецкая», причём в существенно большем количестве. В связи с задержкой строительства станций и началом Великой Отечественной войны они были размещены в укороченном центральном зале станции «Новокузнецкая».