ФЭНДОМ

Театральная — станция Московского метрополитена. Находится на Замоскворецкой линии. Была открыта 11 сентября 1938 года в составе первого участка Замоскворецкой линии. До 1990 года станция называлась «Площадь Свердлова»

Расположение

Станция расположена в Тверском районе Центрального административного округа Москвы; названа по Театральной площади, рядом с которой она расположена.

Вестибюли и пересадки

Станция «Театральная» является центром крупного пересадочного узла. С неё можно осуществить пересадку на станции «Охотный Ряд» Сокольнической линии и «Площадь Революции» Арбатско-Покровской линии. Перейти на каждую из этих станций можно двумя путями — по подземным переходам и через общие наземные вестибюли. Переходы расположены в центре «Театральной», к ним ведут лестницы над путями. Станции «Охотный Ряд» и «Площадь Революции» прямой пересадки между собой не имеют, так как станции достаточно удалены друг от друга, поэтому перейти с одной станции на другую можно только через «Театральную».

Время в пути по подземному переходу с «Театральной» на «Охотный Ряд» составит примерно от 2,5 до 3 минут. Другой способ пересадки, не обозначенный на указателях, — через наземный вестибюль. Надо подняться на эскалаторе (выход на Театральную площадь), пройти по небольшой галерее и спуститься в метро «Охотный Ряд». Затраченное время составит около 2,5 минуты. С «Охотного Ряда» на «Театральную» можно также перейти двумя способами, но путь через подземный переход займёт уже около 4 минут.

Путь по подземному переходу на станцию «Площадь Революции» занимает чуть более 3 минут. Другой способ пересадки — подъём и спуск по эскалатору (выход на площадь Революции). В этом случае время перехода составляет примерно 4,5 минуты. Преимущество последнего способа пересадки в том, что пройти пешком надо совсем немного. Со станции «Площадь Революции» на «Театральную» можно тоже перейти двумя способами.

Архитектура и оформление

Станция стала последней работой архитектора И. А. Фомина. В своём проекте он развил принцип раскрытия образа станции, впервые применённый им в архитектуре метро «Красные Ворота». Несмотря на то что станция изначально носила название «Площадь Свердлова», в её оформлении архитектор старался выразить театральную тематику: сама станция вызывает ассоциации с театральным залом, колонны напоминают кулисы, а пространство между колоннами — занавес. По словам Фомина, станция «должна служить как бы аванзалом Театральной площади и выражать великую радость освобождённого искусства всех народов нашей страны». После переименования станции в «Театральную» её оформление стало полностью отвечать названию.

Нефы станции отделены друг от друга, и главное объёмно-пространственное значение приобретает центральный зал. Он оформлен по мотивам дорического ордера. Тяжесть свода принимает на себя горизонтальный карниз, опирающийся на каннелированные полуколонны из крупных блоков мрамора Прохорово-Баландинского месторождения. Они увенчаны квадратными бронзовыми плитами, которые выполняют роль капителей и служат прокладками между колоннами и карнизами свода. Выступающие полуколонны зрительно облегчают тяжёлые пилоны станции. Между ними стены пилонов образуют ниши, в которых установлены мраморные скамьи. В верхних частях этих простенков находятся вентиляционные решётки.

Оформление пилонов со стороны перронных залов такое же, как и в центральном зале. На мраморных путевых стенах образованы чередующиеся выступы и впадины, отвечающие шагу пилонов. Верхняя часть путевых стен вблизи карниза имеет наклон, который обусловлен конструкцией станции. Цоколи путевых стен облицованы зелёным диоритом из крымской горы Аю-Даг.